Вместе с мамой
Группы «Вместе с мамой» для детей от 8 месяцев до 3 лет, работающие с использованием Монтессори-метода, были созданы Ассоциацией Монтессори-педагогов России в 2000 году.
В основе работы группы — представления Марии Монтессори о законах естественного развития детей, о впитывающем разуме и сензитивных периодах развития. В соответствии с этим построена и специально подготовленная среда для детей до 3 лет.
Главной возрастной задачей ребенка до 3 лет является осознание себя отдельной личностью. Ребенок должен полноценно пройти фазу физического, психического и интеллектуального развития, чтобы из зависимого от мамы (или другого взрослого) беспомощного существа стать личностью. Для решения этой возрастной задачи у ребенка есть огромные внутренние силы и предусмотренные природой механизмы развития. В первую очередь это особая форма сознания — впитывающий разум — и сенситивные периоды восприятия мира. Задача взрослого — создать такие условия, чтобы процесс раскрытия заложенных в ребенке способностей и возможностей мог реализоваться наиболее успешно.
Она включает в себя следующие зоны:
Развития общих движений (крупной моторики),
понимания причинно-следственных связей (перехода к деятельности),
сенсорного развития,
упражнений с водой,
развития мелкой моторики,
развития речи,
изодеятельности.
О какой бы зоне Монтессори среды мы ни говорили, какую бы деятельность ни имели в виду – ЛЮБАЯ БЕЗ ИСКЛЮЧЕНИЯ развивает психические процессы (восприятие, внимание, память, мышление), СОСТАВЛЯЮЩИЕ ОСНОВУ ЛЮБОГО ПРОЦЕССА ПОЗНАНИЯ и ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ УСПЕШНОСТЬ РЕБЁНКА В ОБУЧЕНИИ.
Все используемые нами материалы, отвечают требованиям к Монтессори-материалу; они всегда имеют точную цель и алгоритм деятельности, соответствуют возрастным потребностям детей, имеют способ самоконтроля и возможность усложнения задачи.
Все материалы стоят на открытых полочках, находящихся в свободном доступе для ребёнка. Малыш сам выбирает себе деятельность и сам определяет её продолжительность.
Модульное оборудование позволяет даже самым маленьким детям активно работать по подбору пар, построению ряда, развивать зрительно-моторную координацию, работу рук, память, концентрацию внимания.
Обычно занятие в группе продолжается 1час 15 минут. Большая часть этого времени — свободная работа ребенка в сопровождении близкого взрослого. Слово «работа» подразумевает 5 этапов деятельности: выбор, подготовку материала и рабочего места, выполнение основного алгоритма (или упражнения), контроль ошибок, уборку.
Свободная работа с Монтессори-материалами в среде
Мария Монтессори рассматривала ребенка как личность с самого рождения. Личность, которая имеет меньше опыта, чем взрослый человек, и нам, взрослым, необходимо помочь ребенку этот опыт получить. Каждый ребенок, каждый человек — это уникальная и неповторимая личность. М. Монтессори считала, что у каждого из нас есть свой «космический» путь, свое предназначение, с которым рождается человек. И счастлив тот, кто сумел понять и раскрыть своё предназначение в полной мере. Взрослый, веря в уникальность пришедшего в этот мир ребёнка, должен удерживаться от навязывания малышу своих ожиданий и требований, а вместо этого
внимательно наблюдать за ним! Только в этом случае у нас есть шанс понять малыша со всеми его особенностями и помочь раскрыться его индивидуальности.
Понимание своей космической задачи невозможно без понимания себя, умения находиться в контакте с собой. Поэтому так важно с самого детства учить ребенка СЛЫШАТЬ и ПОНИМАТЬ себя.
Решать эту задачу и призвана система Монтессори с её принципом свободного выбора деятельности. Малыш приходит на занятие, разнообразие среды (материалов, находящихся на полках) и свобода выбора деятельности побуждает ребёнка прислушиваться к себе: «С чем я сейчас хочу заниматься, что мне больше нравится и т.д.?». Именно в этот момент ребёнок учится делать выбор. Умение совершать выбор – умение, необходимое человеку в каждый момент его жизни, но вот качество этого выбора зависит напрямую от того, насколько этот выбор осознанный. Осмысленный, целенаправленный выбор, основанный на чётком понимании себя – вот та цель, которая является одной из основных в Монтессори методе.
Среда Монтессори обширна (содержит более 600 видов работы) – здесь есть всё, что необходимо ребёнку в возрасте от 0 до 3 лет – но вот понять, что именно нужно конкретно мне в конкретный момент времени среди ТАКОГО РАЗНООБРАЗИЯ – вот задача, которая стоит перед малышом. Взрослый, делая выбор ЗА ребёнка, препятствует формированию такой важной жизнеобразующей задачи!
Для ребенка очень важно мамино или папино присутствие и их моральная поддержка. А мамы и папы учатся внимательнее наблюдать за своими детьми, радоваться их успехам, всегда могут получить квалифицированную консультацию педагога.
Педагог также проводит для всех родителей и детей презентацию любых материалов, показывает детям и обучает родителей работе с материалом, ведет круги, включая в работу каждого ребенка и каждого родителя.
Часть времени посвящена коллективным занятиям на кругу с использованием музыкальных и пальчиковых игр. Также есть творческие занятия, на которых дети делают поделки своими руками.
Минутка сказки
В конце занятия детям показывают сказку.
Сказки играют важную роль в мире ребенка. Слушая сказку или рассказы, дети невольно находят в них отголоски своей собственной жизни. Они знакомятся с различными моделями поведения и их последствиями (идет накопление базы опыта). Дети стремятся воспользоваться примерами положительных героев в борьбе со своими страхами и проблемами, сказки вселяют в ребенка надежду, что очень важно. Не стоит забывать и об эмоциональном аспекте сказки, а также, о пополнении словарного запаса ребенка, развитии речи и многом другом, что дает старая добрая сказка.
Творчество
Занимаясь развитием творческих способностей детей очень важно понимать особенности возраста и простраивать среду для развития творческих способностей с учётом этого.
Уже до года малыш начинает проживать этап продуктивной ДОизобразительной деятельности. Первая его фаза – оставление следа. Сама возможность оставить отпечаток, изменить пространство вокруг себя очень радует ребёнка. Никакого образа в этих отпечатках ещё нет. Именно поэтому в творческой зоне Монтессори среды для этого возраста представлены различные материалы, работая с которыми малыш набирает опыт различных способов «оставления следа».
Затем ребёнок начнёт заполнять все предоставленное пространство ритмическими каракулями, а позже будет узнавать в них некие образы. Чтобы в результате появились художественные способности, мы должны помочь малышу «готовить глаз к видению, руку – к действию и душу – к чувствованию» (М.Монтессори).
К двум – трём годам ребёнок может начать уже собственно изобразительный этап.
Пальчиковые игры.
Благодаря пальчиковым упражнениям достигается хорошее развитие мелкой моторики у ребенка, которая подготавливает ручку к рисованию и письму. Ребенок с хорошим уровнем развития мелкой моторики проще осваивает речь (центр тактильных ощущений располагается рядом с речевым центром в головном мозге человека), умеет управлять своими движениями и концентрировать внимание. Регулярные упражнения с пальчиками способствуют развитию мышления, внимания и памяти малыша.
Главные правила наших групп очень просты и понятны: » Все, что хочешь, можно взять, поработать и убрать», «Мы друг другу не мешаем, если просят — помогаем».
Ждём Вас и Ваших малышей на занятиях! Это интересно!
Записаться в группу вы можете по телефону.
Расписание необходимо уточнять